Финансовая летопись: зачем следить за своей кредитной историей

Финансовая летопись: зачем следить за своей кредитной историей

Чтобы свободно пользоваться всеми финансовыми возможностями, которые предлагает современный банковский рынок, необходимо иметь чистую кредитную историю. В наши дни она так же важна для экономически активного человека, как и хороший опыт работы, который позволяет трудоустраиваться без проблем. РБК Личные финансы расскажут о том, почему так важно держать руку на пульсе своей кредитной истории.

Упрямая статистика

По данным опроса, который проводился на сайте rbc.ru, 13,8% респондентов не следят за своей кредитной историей. Но им приходилось ее запрашивать для оформления кредита. 8,8% более сознательны — время от времени они интересуются состоянием кредитной истории. А 7,5% вообще не знают, что это такое.

Примечательно, что 69,9% опрошенных ответили, что вообще не берут кредиты, а значит, и кредитной истории у них нет. Последняя цифра идет вразрез со всеми статистическими данными. Так, по информации Национального бюро кредитных историй, примерно 58% граждан в возрасте от 20 до 65 лет хотя бы раз брали кредит.

Нежелание россиян признаваться в том, что они пользуются этим банковским продуктом, можно объяснить тем, что кредитование в нашей стране пользуется дурной славой, а большая часть клиентов имела негативный опыт общения с кредитными организациями.

Не вырубишь топором

Так или иначе, кредитами пользуются практически все. И если вы уверены в своей непогрешимости и выплатили банку все до последней копеечки, заглянуть в свою кредитную историю будет полезно. Это как профилактический медицинский осмотр. Стоит сходить в поликлинику, даже если ничего не болит.

По словам директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексея Волкова, кредитная история — основной документ заемщика, в котором содержатся сведения о его платежной дисциплине. Она включает информацию о том, как заемщик исполняет обязательства по кредитным договорам, например о прошлых и текущих кредитах, их суммах, о том, как происходило их погашение, сведения о задолженности и просрочках.

По запросу физического или юридического лица, взявшего кредит, бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет. Важно отметить, что право на доступ к кредитному отчету имеет заемщик или кредитор, получивший его согласие. Существует так называемая закрытая часть кредитной истории – она доступна только заемщику или государственным органам, например судебному исполнителю.

Начальник управления судебного взыскания банка «Хоум Кредит» Анна Хмеленцова на примере бюро «Эквифакс» рассказала нам о процедуре получения необходимой информации. Отчет по кредитной истории можно получить только на основании официального запроса, который можно отправить несколькими способами — письмом (заявление должно быть заверено нотариусом), телеграммой (заверяется оператором почтовой связи) или лично (если вы находитесь в Москве). Отчет готовят в течение 10 дней и раз в год его можно получить бесплатно.

«С недавнего времени у физических лиц появилась возможность получения кредитного отчета в режиме онлайн. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте, всего лишь один раз пройти процедуру идентификации личности, после чего можно заказывать отчеты, не выходя из дома, в любое удобное время», — продолжает специалист.

Алексей Волков отмечает, что к своей кредитной истории нужно относиться очень бережно. Любая оплошность останется несмываемым пятном в вашей финансовой хронологии. «Сведения о просрочках не удаляются из кредитной истории, что неизбежно снижает ее качество», — предостерегает представитель НБКИ.

Попал в историю

Алексей Волков дал нашим читателям два полезных совета, которые позволят спокойно спать по ночам, не опасаясь за свое финансовое благополучие. Во-первых (и это, пожалуй, самое главное), заемщикам нужно придерживаться графика погашения задолженности и не допускать просрочек. Во-вторых, кредитную историю следует проверять не менее четырех раз в год, чтобы удостовериться, что вся информация внесена в срок и корректно; особенно важно это делать после полного погашения кредита.

Анна Хмеленцова призывает заемщиков вовремя исполнять свои обязательства перед банком: «Единственный путь, который поможет содержать кредитную историю в порядке, — платить по текущим кредитным обязательствам своевременно».

По словам генерального директора ОАО «Финотдел» Екатерины Сидоровой, для того, чтобы кредитная история была в порядке, необходимо в первую очередь осознавать ответственность, которую берет на себя заемщик, оформляя кредит или беря займ. Также важно тщательно отслеживать график погашения задолженности. Наконец, если случается ситуация, препятствующая своевременной оплате задолженности, то необходимо в обязательном порядке выходить на диалог с кредитором и вместе искать решение проблемы.

«Например, в ОАО «Финотдел» мы готовы в таких ситуациях идти на встречу и, например, перестроить график оплаты или сформировать его в соответствии с сезонностью бизнеса заемщика», — отмечает Е. Сидорова.

Если вдруг случилась беда и вы обнаружили в своей кредитной истории ошибку, нужно незамедлительно принять меры. «Можно обратиться с претензией в банк, если есть уверенность, что именно этот банк допустил ошибку в кредитной истории. Как показывает практика, в большинстве случаев этого достаточно, чтобы ошибки были исправлены», — уверен А. Волков.

Оспорить кредитную историю можно также, обратившись в бюро, в котором хранится кредитная история, или, например, в Агентство кредитной информации, которое оказывает эту услугу онлайн.

По закону «О кредитных историях» бюро, получив обращение, должно ответить в течение 30 дней. Этого срока достаточно, чтобы исправить все ошибки. Если банк подтверждает ошибку, то исправления в кредитную историю вносятся в автоматическом режиме, как правило, в течение нескольких минут. В случаях получения кредитов мошенниками сроки могут очень сильно варьироваться в зависимости от времени проведения проверки службой безопасности банка.

«В среднем мы получаем по 20 запросов на оспаривание в месяц. Учитывая, что база НБКИ содержит информацию о более чем 60 млн заемщиков, можно сделать вывод о том, насколько незначительно число граждан, оспаривающих записи в кредитной истории. Тем не менее мы видим, что случаев оспаривания становится больше каждый месяц. Это напрямую зависит от роста числа обращений за кредитными отчетами», — заключает эксперт.

Марат Селезнев

Чтобы свободно пользоваться всеми финансовыми возможностями, которые предлагает современный банковский рынок, необходимо иметь чистую кредитную историю. В наши дни она так же важна для экономически активного человека, как и хороший опыт работы, который позволяет трудоустраиваться без проблем. РБК Личные финансы расскажут о том, почему так важно держать руку на пульсе своей кредитной истории.

Упрямая статистика

По данным опроса, который проводился на сайте rbc.ru, 13,8% респондентов не следят за своей кредитной историей. Но им приходилось ее запрашивать для оформления кредита. 8,8% более сознательны — время от времени они интересуются состоянием кредитной истории. А 7,5% вообще не знают, что это такое.

Примечательно, что 69,9% опрошенных ответили, что вообще не берут кредиты, а значит, и кредитной истории у них нет. Последняя цифра идет вразрез со всеми статистическими данными. Так, по информации Национального бюро кредитных историй, примерно 58% граждан в возрасте от 20 до 65 лет хотя бы раз брали кредит.

Нежелание россиян признаваться в том, что они пользуются этим банковским продуктом, можно объяснить тем, что кредитование в нашей стране пользуется дурной славой, а большая часть клиентов имела негативный опыт общения с кредитными организациями.

Не вырубишь топором

Так или иначе, кредитами пользуются практически все. И если вы уверены в своей непогрешимости и выплатили банку все до последней копеечки, заглянуть в свою кредитную историю будет полезно. Это как профилактический медицинский осмотр. Стоит сходить в поликлинику, даже если ничего не болит.

По словам директора по маркетингу Национального бюро кредитных историй (НБКИ) Алексея Волкова, кредитная история — основной документ заемщика, в котором содержатся сведения о его платежной дисциплине. Она включает информацию о том, как заемщик исполняет обязательства по кредитным договорам, например о прошлых и текущих кредитах, их суммах, о том, как происходило их погашение, сведения о задолженности и просрочках.

По запросу физического или юридического лица, взявшего кредит, бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет. Важно отметить, что право на доступ к кредитному отчету имеет заемщик или кредитор, получивший его согласие. Существует так называемая закрытая часть кредитной истории – она доступна только заемщику или государственным органам, например судебному исполнителю.

Начальник управления судебного взыскания банка «Хоум Кредит» Анна Хмеленцова на примере бюро «Эквифакс» рассказала нам о процедуре получения необходимой информации. Отчет по кредитной истории можно получить только на основании официального запроса, который можно отправить несколькими способами — письмом (заявление должно быть заверено нотариусом), телеграммой (заверяется оператором почтовой связи) или лично (если вы находитесь в Москве). Отчет готовят в течение 10 дней и раз в год его можно получить бесплатно.

«С недавнего времени у физических лиц появилась возможность получения кредитного отчета в режиме онлайн. Для этого необходимо зарегистрироваться на сайте, всего лишь один раз пройти процедуру идентификации личности, после чего можно заказывать отчеты, не выходя из дома, в любое удобное время», — продолжает специалист.

Алексей Волков отмечает, что к своей кредитной истории нужно относиться очень бережно. Любая оплошность останется несмываемым пятном в вашей финансовой хронологии. «Сведения о просрочках не удаляются из кредитной истории, что неизбежно снижает ее качество», — предостерегает представитель НБКИ.

Попал в историю

Алексей Волков дал нашим читателям два полезных совета, которые позволят спокойно спать по ночам, не опасаясь за свое финансовое благополучие. Во-первых (и это, пожалуй, самое главное), заемщикам нужно придерживаться графика погашения задолженности и не допускать просрочек. Во-вторых, кредитную историю следует проверять не менее четырех раз в год, чтобы удостовериться, что вся информация внесена в срок и корректно; особенно важно это делать после полного погашения кредита.

Анна Хмеленцова призывает заемщиков вовремя исполнять свои обязательства перед банком: «Единственный путь, который поможет содержать кредитную историю в порядке, — платить по текущим кредитным обязательствам своевременно».

По словам генерального директора ОАО «Финотдел» Екатерины Сидоровой, для того, чтобы кредитная история была в порядке, необходимо в первую очередь осознавать ответственность, которую берет на себя заемщик, оформляя кредит или беря займ. Также важно тщательно отслеживать график погашения задолженности. Наконец, если случается ситуация, препятствующая своевременной оплате задолженности, то необходимо в обязательном порядке выходить на диалог с кредитором и вместе искать решение проблемы.

«Например, в ОАО «Финотдел» мы готовы в таких ситуациях идти на встречу и, например, перестроить график оплаты или сформировать его в соответствии с сезонностью бизнеса заемщика», — отмечает Е. Сидорова.

Если вдруг случилась беда и вы обнаружили в своей кредитной истории ошибку, нужно незамедлительно принять меры. «Можно обратиться с претензией в банк, если есть уверенность, что именно этот банк допустил ошибку в кредитной истории. Как показывает практика, в большинстве случаев этого достаточно, чтобы ошибки были исправлены», — уверен А. Волков.

Оспорить кредитную историю можно также, обратившись в бюро, в котором хранится кредитная история, или, например, в Агентство кредитной информации, которое оказывает эту услугу онлайн.

По закону «О кредитных историях» бюро, получив обращение, должно ответить в течение 30 дней. Этого срока достаточно, чтобы исправить все ошибки. Если банк подтверждает ошибку, то исправления в кредитную историю вносятся в автоматическом режиме, как правило, в течение нескольких минут. В случаях получения кредитов мошенниками сроки могут очень сильно варьироваться в зависимости от времени проведения проверки службой безопасности банка.

«В среднем мы получаем по 20 запросов на оспаривание в месяц. Учитывая, что база НБКИ содержит информацию о более чем 60 млн заемщиков, можно сделать вывод о том, насколько незначительно число граждан, оспаривающих записи в кредитной истории. Тем не менее мы видим, что случаев оспаривания становится больше каждый месяц. Это напрямую зависит от роста числа обращений за кредитными отчетами», — заключает эксперт.

Марат Селезнев

Об авторе

admin administrator

Оставить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.